Содержание 1 Основные характеристики Программы 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи Программы 1.3 Принципы к организации формирования Программы 1.4 Планируемые результаты освоения детьми Программы 2. Содержание Программы 2.1 Учебный план 2.2 Тематическое планирование для детей 5 – 6 лет 2.3 Тематическое планирование для детей 6 – 7 лет 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Календарный учебный график 3.2 Условия реализации Программы 3.3 Оценочные материалы 4. Список литературы 1 1. Основные характеристики Программы 1.1. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности для детей 5-7 лет «Нейрончики» (далее Программа) является авторской. Программа разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами МА ДОУ, регулирующими его деятельность: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 18.05.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.05.2021). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). 5. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. 6. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены 28.09.2020 № 28, срок действия до 1 января 2027 г.). 9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для 2 10. 11. 12. 13. 14. 15. человека факторов среды обитания» (Утверждены 28 января 2021 года N 2, введены с 01.03.2021, срок действия до 01.03.2027 года). «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации». (Приказ от 14 августа 2020 года № 831, вступил в силу с 01.01.2021, действует до 31.12.2026); Комментарии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в связи с актуализацией Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации. Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Устав МА ДОУ№ 21. Актуальность и педагогическая целесообразность создания данной образовательной программы обоснована запросом родителей воспитанников. Применение нейропсихологических приемов в дошкольном возрасте особо важно и целесообразно так как мозг и нервная система ребенка активно развивается. Готовность ребенка к обучению к школе предполагает развитые на достаточном уровне внимание, эмоционально волевую сферу, памяти, мышления, речи и т.д. Нейропсихологические игры и приемы позволяют не только разнообразить деятельность детей в детском саду, но и помогают развивать высшие психические функции. 3 Возраст детей – от 5 до 7 лет. Объём Программы – 66 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения – 33 ч., 2 год обучения – 33 ч. Режим занятий: занятия проходят 1 раза в неделю. Перечень форм обучения Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты). Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы). Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации). Практические (игры, упражнения). Нейродинамическая гимнастика. Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи иупражнения, дидактический материал). Занятия, включают различные виды детской деятельности: познавательную; продуктивную; двигательную; коммуникативную; конструктивную. В процессе занятий используются различные формы: традиционные; комбинированные; практические; игры. Формы работы с детьми: игра; ситуативный разговор; беседа; рассказ; интегративная деятельность; проблемная ситуация. Методы работы с детьми: Словесный – обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ). Практический – (упражнения, игры). Наглядный – (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,электронных презентаций). Поисковый – (моделирование, опыты, эксперименты). Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показмультимедийных материалов). 4 Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы) Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи иупражнения, дидактический материал) В программе в каждом занятии описаны пять основных блоков упражнений: дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения; суджок-терапия; телесные движения; задания когнитивного тренинга. Занятия по программе «Нейрончики» представляет собой комплекс различных видов деятельности, направленный на физическое и психологическое здоровье ребенка. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы - развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста, активизация речи. Задачи программы: Обучающие: активизировать познавательный интерес; формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); формировать умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.). Развивающие: развитие логического мышления ребёнка; развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр; развитие мелкой моторики рук; развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации. формировать индивидуальные творческие способности личности. Воспитательные задачи: формировать умение работы в коллективе; воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля. 5 1.3 Принципы к организации формирования Программы За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают: самостоятельность обучающихся; развивающий характер обучения; интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний. Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы: принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей; принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий; принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы. Характеристика возрастных особенностей детей от 5 – 6 лет Показатели Ведущая потребность Ведущая функция Игровая деятельность Отношения со взрослыми Отношения со сверстниками Эмоции Способ познания Объект познания Восприятие Внимание Память Мышление Воображение Характеристика Потребность в общении, познавательная активность Наглядно-образное мышление Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. Наглядно-образное Репродуктивное, появление творческого воображения 6 Условия успешности Новообразования возраста Кругозор взрослого и хорошо развитая речь 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. Характеристика возрастных особенностей детей от 5 – 6 лет Показатели Характеристика Ведущая потребность Ведущая функция Игровая деятельность Потребность в общении в и самоутверждение Общение со сверстниками, осознания своего «Я» Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые игры Ситуативно -деловое; ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. Преобладание ровного оптимистичного настроения. Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов. Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия. Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие творческого воображения стереотипности образов. Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания Планирующая функция речи. Предвосхищение результата деятельности. Формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). Осознания своего «Я» Отношения со взрослыми Отношения со сверстниками Эмоции Способ познания Объект познания Восприятие Внимание Память Мышление Воображение Условия успешности Новообразования возраста 1. 2. 3. 4. 1.4 Планируемые результаты освоения детьми Программы Планируемые результаты общеобразовательной деятельности направлены на формирование у детей следующих способностей: сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности. Умение 7 работать в парах, подгруппах, проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости. У детей формируются когнитивные процессы (память, внимание, мышление), активизируется речевая активность, пространственные представления и, как результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий). 2. Cодержание Программы 2.1. Учебный план Н 1 (25 минут) 1 (30 минут) Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) М Г 4 (100 минут) 33 (825 минут) 4 (120 минут) 33 (990 минут) 2.2. Тематическое планирование для детей от 5 до 6 лет (первый год обучения). № 1 Месяц Октябрь 2 Октябрь 3 Октябрь 4 Октябрь Содержание занятий Упражнение замок с вращением больших пальцев. Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Барабанщик» Упражнение «Кулак ладонь». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Перекрёстное марширование» Упражнение «Два гуся» Ориентирование на листе бумаги с применением камушков Марбл. Глазодвигательное упражнение. Рисование с закрытыми глазами под диктовку. Упражнение «Лиса и заяц». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и на развитие 8 Материалы к занятию Нейропрописи для тренировки мозга. Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для 5 Ноябрь 6 Ноябрь 7 Ноябрь 8 Ноябрь 9 Декабрь 10 Декабрь 11 Декабрь регуляции напряжения мышц. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Колено- локоть». Упражнение «Кулак – ладонь» Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Дыхательное упражнение «Ныряльщик» Упражнение «Собака – ножницы». Упражнениение на развитие зрительно-моторной координации Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Скрещевание рук, замок». Упражнение «Копировальщик». Рисование с закрытыми глазами. Упражнение «Замок – ежик». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Робот» Упражнение «Кулак-ладонь» Упражнение на развитие графомоторных навыков. Глазодвигательное упражнение. Рисование с закрытыми глазами. Упражнение «Ухо-нос». Упражнение на ориентирование в пространстве. Глазодвигательное упражнение. Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке» Упражнение «Кулак-ладонь» Упражнение на регуляцию напряжения мишц. Глазодвигательное 9 Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для 12 Декабрь 13 Январь 14 Январь 15 Январь 16 Февраль 17 Февраль 18 Февраль упражнение. Рисование обеими руками. Упражнение «Две ладони». Упражнение на развитие зрительно-моторной координации. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Полопай». Упражнение «Кольцоуказательный-мизинец». Упражнение «Копировальщик». Глазодвигательное упражнение. Дорисуй рисунок обеими руками. Упражнение «Перекрещивание рук» Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Рисование двумя руками. Телесное упражнение «Дерево» Упражнение «Кулаки». Упражнение на развитие графомоторных навыков. Глазодвигательное упражнение. Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Упражнение «Кольцо». Упражнение на ориентирование в пространстве. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Крюки» Упражнение «Кулак-реброладонь». Упражнение на регуляцию напряжения мышц. Глазодвигательное упражнение. Рисование двумя руками. Релаксация «Ковёр-самолёт». Упражнение «Скрещивание рук». Упражнение на развитие 10 Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для 19 Февраль 20 Март 21 Март 22 Март 23 Март 24 Апрель зрительно-моторной координации. Глазодвигательное упражнение. Рисование обеими руками. Выкладывание узора камушками обеими руками. Упражнение «Кольцоуказательный-мизинец». Упражнение «Копировальщик» Глазодвигательное упражнение. Разукрашивание двумя руками. Телесное упражнение «Яйцо». Упражнение «Кольцо». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Дыхательное упражнение «Свеча». Упражнение «Собаканожницы». Упражнение на развитие графомоторных навыков. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Крюки». Упражнение «Подними палец». Упражнение на ориентирование в пространстве. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Заполни таблицу» Упражнение «Кулак-ладонь». Упражнение на регуляцию напряжения мышц. Глазодвигательное упражнение. Рисование обеими руками. Упражнение «Смотрители». Упражнение на развитие зрительно-моторной координации. Глазодвигательное упражнение. 11 Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для 25 Апрель 26 Апрель 27 Апрель 28 Май 29 Май 30 Май 31 Май Рисование двумя руками. Упражнение «Два гуся». Упражнение «Копировальщик» Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Перекрёстное марширование». Упражнение «Замок-ежик» Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Дыхательное упражнение «Губы трубочкой». Упражнение «Кольцоуказательный-мизинец». Упражнение на развитие графомоторных навыков. Глазодвигательное упражнение. Упражнение с масажным мячиком. Упражнение «Кулак-ладонь». Упражнение на ориентирование в пространстве. Глазодвигательное упражнение. Самомассаж Суджок. Упражнение «Кольцо» Упражнение на регуляцию напряжения мышц. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Зеркальное отражение» Упражнение «Кулак-реброладонь». Упражнение на развитие зрительно-моторной координации. Глазодвигательное упражнение. Рисование двумя руками. Теледвигательное упражнение «Коленолокоть». Упражнение «Кольцо» Упражнение «Копировальщик» Глазодвигательное 12 Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для Нейропрописи тренировки мозга. для упражнение. Рисование обеими руками. 2.3. Тематическое планирование для детей от 6 до 7 лет (второй год обучения). № 1 Месяц Октябрь Содержание занятий Нейродинамическая гимнастика «Цапля». Игра на развитие произвольного внимания. Логика «Найди отличия». Игра на развитие зрительнодвигательной координации «В какой вагон сядет Петя, а в какой Маша?». Логические задачи. Материалы к занятию Т. П. Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», стр. 5, О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 27. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 4. Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия», стр. 1. Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!», стр. 1. 2 Октябрь О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12. «Память и внимание» стр. 2. «Логика», стр. 2. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 2 стр. 15. 3 Октябрь Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь». Игра на память и внимание «Найди волшебный сундучок». И/у на память и внимание «Найди и зачеркни». И/у на обобщение и классификацию «Нарисуй крестики, точки, звездочки». И/у на обобщение и классификацию «Цифры, буквы». Составление фигур из треугольников и квадратов (2 квадрата из 7 палочек). Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь». Игра на память и внимание «Найди на картинке семерых гномов». И/у на память и внимание «Запомни слова парами». И/у на сравнение «Сделай домики, бабочки, мячики одинаковыми». Составление фигур из треугольников и квадратов (из 7 палочек 3 треугольника). 13 О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12. «Память и внимание», стр. 3. 4) «Логика», стр. 3. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 2 стр. 15. 4 Октябрь 5 Ноябрь 6 Ноябрь 7 Ноябрь Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь». Игра на память и внимание «Что перепутал художник». И/у на память и внимание «Запомни и повтори несложный ритм». И/у на сравнение «Найди предмет, как первый». И/у на сравнение «Найди две одинаковые фигуры». Составление фигур из треугольников и квадратов (из 9 палочек 4 треугольника). Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком). Игра на память и внимание «Назови все, что ты видишь на картинке». И/у на память и внимание «Запомни слова». И/у на аналогии «Выбери недостающий предмет». Составление фигур из треугольников и квадратов 6 (из 10 палочек 3 квадрата). Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком). Рассказ на память и внимание «День рождения». И/у на систематизацию «Продолжи ряд». И/у на систематизацию «Дорисуй гирлянды». Составление фигур из треугольников и квадратов 6 (из 5 палочек составь квадрат и 2 равных треугольника). Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики». Игра на память и внимание «Чудесный мешочек». Игра на память и внимание «Чего не хватает на картинке?». И/у на систематизацию «Размести игрушки в шкафу». И/у на систематизацию «Размести фигурки в клеточках». 14 О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12. «Память и внимание», стр. 4. «Логика», стр. 4. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 2 стр. 16. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12. «Память и внимание», стр. 5. «Логика», стр. 5. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 3 стр. 16. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12. «Память и внимание» стр. 6. «Логика», стр. 6. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 3 стр. 16. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 28. «Память и внимание», стр.7, 8. 3, 4) «Логика», стр. 7. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 4 стр. 17. 8 Ноябрь 9 Декабрь 10 Декабрь Составление фигур из треугольников и квадратов (из 9 палочек составь квадрат и 4 равных треугольника). Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики». Игра на память и внимание «Определи по запаху предмет». Игра на память и внимание «На какую из удочек котик поймает рыбку». Игра на память и внимание «Послушай, повтори». И/у на смысловое соотнесение «Дорисуй». Составление фигур треугольников и квадратов (из 10 палочек составь 2 квадрата – маленький и большой). Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин». Игра на память и внимание «Дорисуй значки в фигурах согласно образцу». Игра на память и внимание «Делай как я». И/у на смысловое соотнесение «Найди пару». Составление фигур из треугольников и квадратов (из 9 палочек составь 5 треугольников). Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин». Игра на память и внимание «Найди подходящий осколок». Игра на память и внимание «Что изменилось?». И/у на отрицание «Закрась все треугольники» и т. д. Задание на смекалку «Из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один 15 О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 28. «Память и внимание», стр. 8, 9. «Логика», стр. 8. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 4 стр. 17. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 28. «Память и внимание», стр. 10. «Логика», стр. 9. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 4 стр. 17. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 28. «Память и внимание», стр. 11. «Логика», стр. 10. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр. 18, рис. 4. 11 Декабрь 12 Декабрь 13 Январь 14 Январь прямоугольник». Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком). Игра на память и внимание «Найди двух одинаковых скоморохов». Игра на память и внимание «Послушай, повтори». И/у на отрицание «Раскрась все фигуры, но не треугольники» и т. д. Задание на смекалку «Из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата». Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком). Игра на память и внимание «Запомни и назови по памяти». Игра на память и внимание «Найди слово КОТ». И/у на анализ, синтез «Найди выделенные фрагменты». Задание на смекалку «Составь домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки так, чтобы получился флажок». Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком). Игра на память и внимание «Расскажи сказку по схемам». Игра на память и внимание «Придумай картинки-схемы к своей сказке». И/у на умозаключения «Найди закономерность». Задание на смекалку «В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3 равных треугольника». Упражнения «Ладонь-кулак», 16 О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28. «Память и внимание», стр. 12. «Логика», стр. 11. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр. 18, рис. 5. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр.12, 19, 28. «Память и внимание», стр. 13. 4) «Логика», стр. 12. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр. 18, рис. 6. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28. «Память и внимание», стр. 14. «Логика», стр. 13. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1. стр. 18, рис. 7. О. И. Крупенчук 15 Январь 16 Февраль 17 Февраль «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком). Игра на память и внимание «Сравни две картинки». Игра на память и внимание «Слушай-хлопай». И/у на умозаключения «Кто самая низкая?», «Какое дерево самое высокое». Задание на смекалку «В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3 равных треугольника». Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком). Игра на память и внимание «Найди на картинке предметы». Логические задачи «Какая игрушка больше всех?» и т. д. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата». Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба». Игра на память и внимание «Обведи слоников». Игра на память и внимание «Запомни и назови». Логические задачи «Кто живет дальше от белки?» и т. д. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата». Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», 17 «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28. «Память и внимание», стр. 15. «Логика», стр. 14. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для переложить дошкольников», Занятие 1, стр. 18, рис. 7. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28. «Память и внимание», стр. 16-17. «Логика», стр. 15. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр. 19, рис. 8. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28. «Память и внимание», стр. 18. «Логика», стр. 16. Задания на развитие логического мышления. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр. 19, рис. 9. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28. «Память и внимание», стр. 18 Февраль 19 Февраль «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба». Игра на память и внимание «Найди правильную тень елочки с белками». Игра на память и внимание «Найди слово СОН». И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько геометрических фигур?». Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата». Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем). Игра на память и внимание «Найди цифры». Игра на память и внимание «Волшебный ряд». И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько геометрических фигур?». Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата». Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем). Игра на память и внимание «Цветные клубочки». Игра на память и внимание «Запомни и назови». И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько геометрических фигур?». Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 2 палочки так, чтобы 18 21. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 12. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1. стр. 19, рис. 10. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23. «Память и внимание», стр. 22. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 13. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1. стр. 19, рис. 11. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23. «Память и внимание», стр. 23. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 14. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр. 19, рис. 12. 20 Март 21 Март 22 Март 23 Март получилось 5 квадратов». Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем). Игра на память и внимание «Рассмотри и ответь на вопросы». И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько геометрических фигур?». Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата». Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем). Игра на память и внимание «В магазине». Игра на память и внимание «Что изменилось?». И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько геометрических фигур?». Игра «Танграм» (ознакомление). Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем). Игра на память и внимание «Рассмотри картинку и ответь на вопросы». Игра на память и внимание «Запомни номера телефонов». И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». Игра «Танграм» (ознакомление). Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), 19 О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23. «Память и внимание», стр. 24. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 15. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр. 19, рис. 13. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23. «Память и внимание», стр. 25-26. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 17. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр. 46, рис. 60. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23. «Память и внимание», стр. 27. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 18. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Занятие 1, стр. 47, рис. 60. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 24 Апрель 25 Апрель 26 Апрель «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». Игра на память и внимание «Запомни и назови». Игра на память и внимание «Пары слов». И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». Игра «Танграм» (Зайчик). Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». Игра на память и внимание «Найди 10 отличий». Игра на память и внимание «Найди слово ЧАС». И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». Игра «Танграм» (Зайчик). Д/и с блоками Дьенеша «Помоги Чебурашке». Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Кулак-ребро-ладонь», «Цепочки». Игра на память и внимание «Отпечатки пальцев». Игра на память и внимание «Расшифруй фразу». И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». Д/и с блоками Дьенеша «Лабиринт». Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». 20 12, 19, 28, 23, 11. «Память и внимание», стр. 28. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 19. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», стр. 49, рис. 62. 1) О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11. 2, 3) «Память и внимание», стр. 29. 4) Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 20. 5) З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», стр. 49, рис. 62. 6) Е. Н. Панова «Дидактические игрызанятия в ДОУ», стр. 8. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11. «Память и внимание», стр. 30. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 21. Е. Н. Панова «Дидактические игрызанятия в ДОУ», стр. 9. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11. «Память и внимание», стр. 31. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 22. 27 Апрель 28 Май 29 Май Игра на память и внимание «Помоги принцу выбраться из подземелья». Игра на память и внимание «Повтори фразу». И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». Д/и с блоками Дьенеша «С двумя обручами». Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». Игра на память и внимание «Раскрась картинку согласно обозначениям». И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». Д/и с блоками Дьенеша «Волшебное дерево». Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». Игра на память и внимание «Раскрась картинку согласно обозначениям». И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй». Д/и с блоками Дьенеша «Волшебное дерево». Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро- ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». Игра «Пятнашки». И/у «Продолжи ряд». И/у «Закрась то, что нужно». Д/и с блоками Дьенеша «Игры с двумя обручами». 21 Е. Н. Панова «Дидактические игрызанятия в ДОУ», стр. 10. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11. «Память и внимание», стр. 32. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 23. Е. Н. Панова «Дидактические игрызанятия в ДОУ». стр. 13. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11. «Память и внимание», стр. 32. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 23. Е. Н. Панова «Дидактические игрызанятия в ДОУ», стр. 13. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11. И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 56. 3, Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 14-15. Е. Н. Панова «Дидактические игры- 30 Май 31 Май Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро- ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». Игра «Я знаю пять имен мальчиков». Д/у «Умозаключения». Д/у «Составляем сказку». Д/и с блоками Дьенеша «Алгоритм». Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро- ладонь», «Проглот» (с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки». Игра «Вообрази и покажи». И/у «Раскрась узор по образцу». И/у «Закрась то, что нужно». Д/и с блоками Дьенеша «Рассели жильцов». занятия в ДОУ». стр. 21. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 46-47. Н. Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч. 2», стр. 40. Е. Н. Панова «Дидактические игрызанятия в ДОУ», стр. 24. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры», стр. 12, 19, 28, 23, 11. Н. Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч. 2», стр. 29. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 15-16. Е. Н. Панова «Дидактические игрызанятия в ДОУ», стр. 25. 3. Организационно- педагогические условия 3.1. Календарный учебный график Год обучения Режим занятий Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных часов 1 год 1 октября 31 мая 33 33 1 занятие в неделю по 25 мин 2 год 1 октября 31 мая 33 33 1 занятие в неделю по 30 мин Каникулы: вторая неделя января. 22 3.2 Условия реализации Программы Кадровые условия реализации Программы Программа реализуется педагогом - психологом, имеющим высшее образование в области дошкольной психологии, и постоянно повышающим уровень профессиональной компетентности. Материально-техническое обеспечение Программы Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются соответствующими ГОСТами и СНиПом2. Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа не предъявляет. Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей подгруппы. Занятие проводится в групповом помещение, которое оснащено ноутбуком, мультимедийным оборудованием, доской для размещения наглядностей, мольберт, отдельными столами для работы детей. Столы – 3 штук; Стулья – 10 штук; Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука; Нейрокарточки «Работаем двумя руками» Игровизоры Камушки Марбл. Доски для развития межполушарного взаимодействия Дидактические игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействие. Карандаши простые и цветные. Мячики, кубики. 23 Суджок для самомассажа. Разноцветные камушки. Нейропрописи для тренировки мозга. Нейропрописи для развития орфографической зоркости Картотека самомассажа. Картотека коррекционных движений тела. Картотека кинезеологических упражнений. Картотека глазодвигательных упражнений. Картотека дыхательных упражнений. Методическое обеспечение Программы Звонцова О.А. Нейропрописи для развития орфографической зоркости. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми Дмитриева В.Г. Нейропрописи для тренировки мозга. Уневирсальный развивающий тренажор. 3.3 Оценочные материалы Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения Программы осуществляется в ходе итоговых занятий с помощью проблемных игровых ситуаций, игровых упражнений и методом наблюдения. Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце года обучения. В ходе диагностики выявляются степень формирования психомоторного развития, уровня устойчивости внимания, обобщения, классификации, образного мышления. 4. Список литературы 1. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. Сп-б, «Детство – Пресс», 2012. 2. Дмитриева В.Г. Нейропрописи для тренировки мозга. Уневирсальный развивающий тренажор/ сост. В.Г. Дмитриева. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 79. 3. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - М., Ставрополь, «Илекса», «Сервис школа», 2001. 4. Звонцова О.А. Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова. – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 70. 5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис- пресс, 2015. 24 6. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. 7. Троицкая Ж. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками». - Ростовна-Дону, «Феникс», 2019. 8. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019. 25