Дополнительная образовательная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности Ступеньки в школу

Содержание
1 Основные характеристики Программы
1.1
Пояснительная записка
1.2
Цель и задачи реализации Программы
1.3
Принципы и подходы к формированию Программы
1.4
Возрастные особенности детей от 6-7 лет
1.5
Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержание Программы
2.1
Учебный план
2.2
Тематическое планирование
3. Организационно-педагогические условия
3.1
Календарный учебный график
3.2
Условия реализации Программы
3.3
Оценочные материалы
4.
Список литературы

1

2
5
5
6
7
9
9
25
25
26
27

1. Основные характеристики Программы
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Ступеньки в школу» (далее –
Программа) является комплексной и имеет познавательно-речевую направленность.
Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей
при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные
способности, а также подготовить их к новой социальной роли школьника.
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной
программы обоснована социальным запросом родителей воспитанников. Основной
задачей программы является формирование у ребенка потребности в познании, что
является необходимым условием полноценного развития ребенка и формирования
личности дошкольника. Включение в программу игр по укреплению
психосоматического
и
психофизиологического
здоровья
детей,
нетрадиционных
методов
совместной
деятельности,
направленных
на
интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных
программах, также является отличительной чертой данной образовательной
программы.
Новизна. Иногда дошкольная подготовка детей сводится к освоению базовых,
практических навыков, таких как: счет, чтение, письмо. При этом, исследования
психологов, а также многолетний опыт педагогов - практиков показывают, что
наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают
недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой
социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как: умение
слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка
думать, стремление узнавать что-то новое.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 18.05.2021) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.05.2021).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года».
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
5. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы).
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. № 1642.
6. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача России от
30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
1.1.

2

3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Утверждены 28.09.2020 № 28, срок действия до 1 января 2027 г.).
9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (Утверждены 28 января 2021 года N 2, введены с 01.03.2021, срок
действия до 01.03.2027 года).
10.
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и формату представления информации». (Приказ от 14 августа 2020 года
№ 831, вступил в силу с 01.01.2021, действует до 31.12.2026); Комментарии
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в связи с актуализацией
Требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления
информации.
11.
Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным образовательным программам дошкольного образования».
12.
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)».
13.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075
«О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников».
15. Устав МА ДОУ№ 21.
Данная Программа разработана на основе авторских парциальных
образовательных программ Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки»,
Эльконина Д.Б., Журовой Л.Е., Дуровой Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного
возраста», а также дидактических материалов Н.В. Дуровой в четырех книгах
«Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».
Программа представлена двумя направлениями:
1.
Подготовка к обучению грамоте, способствующее развитию у детей умения
ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка, а также развитию
интереса и способностей к чтению.
2.
Формирование математических представлений через развитие
познавательного интереса и ознакомление детей с различными областями
математической действительности.
3

Возраст детей - Программа рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста 6- 7 лет.
Объём Программы – 66 часов в год.
Срок освоения ДОП-1 год
Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительностью 30
минут.
Перечень форм обучения:
 по количеству детей, участвующих в занятии - индивидуальная, фронтальная
и групповая, в зависимости от поставленных задач;
 по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей игра, викторина, тренинг, открытое занятие с родителями. Максимально
используется
наглядность,
опорные
схемы,
презентации;
 по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний,
практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по
контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Раздел
Форма организации
Методы и приемы
Занятие -путешествие,
Словесные (объяснение,
Развитие
занятие - игра, занятие рассказ, речевой образец,
элементарных
повторение, словесное
математических тренинг, занятие –
соревнование,
упражнение, вопросы,
представлений
диагностическое занятие
контроль).
Наглядные (показ картинок,
рисунков, Проектов,
презентаций, обучающих
мультфильмов).
Словесные (объяснение,
Обучение грамоте Занятие -путешествие,
занятие - игра, занятие рассказ, речевой образец,
тренинг, занятие –
повторение, словесное
соревнование,
упражнение, вопросы,
диагностическое занятие
контроль).
Наглядные (показ картинок,
рисунков, проектов,
презентаций, обучающих
мультфильмов).
Практические (дидактическая
игра, занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль).

4

1.2 Цели и задачи реализации Программы
Цель: Всестороннее гармоничное развитие детей, подготовка их к переходу
на качественно новый этап развития от игровой к учебной деятельности, в
соответствии с запросами и требованиями современной школы.
Задачи:
Обучающие:
а) обучение грамоте
 сформировать навык различения гласных и согласных звуков, твердых и
мягких, звонких и глухих согласных;
 научить определять последовательность звуков в слове, составлять схемы
звуко - буквенного анализа слов;
 сформировать умение определять количество слогов по количеству гласных,
определять ударную часть слова; - сформировать умение фиксировать
предложение
графически
и
определять
количество
слов в предложении; - обучить навыку правильного обозначения звуков –
соответствующими буквами;
б) развитие математических представлений
 сформировать представление о порядковом и количественном счете;
 сформировать представление о множестве и числе, соответствии числа и
цифрового символа;
 научить находить место числа в натуральном ряду чисел; - научить
определять состав числа из двух меньших;
 способствовать формированию представлений об арифметических действиях
и их взаимосвязях;
 сформировать представление о геометрических фигурах;
 сформировать
представление
о
времени
и
пространстве;
Развивающие задачи:
 развивать интеллектуальные способности детей; - развивать навык
ориентировки в тетрадях;
 Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные задачи:
 формировать мотивацию к учебной деятельности; - воспитывать чувства
ответственности и самостоятельности;
 воспитывать и развивать общие способности ребенка.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход,
в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации
своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных
запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск
новых творческих ориентиров и предусматривают:
5

 самостоятельность обучающихся;
 развивающий характер обучения;
 интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.
Дополнительная образовательная программа опирается на следующие
педагогические принципы:
 принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных
особенностей;
 принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала
от простого к сложному при условии выполнения обучающимся
предыдущих заданий;
 принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение
разделов программы.
1.4. Возрастные особенности детей 6 – 7 лет
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом
людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только
правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение
морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно
сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические
ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать
грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще
использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными
связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий
самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более
устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного
источника получения информации о человеке и окружающем мире.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение
ими математических представлений, которые активно влияют на формирование
умственных действий, которые необходимы для познания окружающего мира.
Важным показателем общего уровня развития мышления ребенка является
сформированность у него математических представлений. К моменту поступления
в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных
знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в
пространстве и во времени. Дети овладевают способами установления разного рода
математических связей, отношений, например способом установления
соответствия между элементами множеств (практического сопоставления
элементов множеств один к одному, использования приемов наложения,
приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что
самыми точными способами установления количественных отношений являются
счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них
достаточно прочными и осознанными.
6

Умение ориентироваться в существенных математических связях и
зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на
новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают
предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются
считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции
на форму.
Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей,
самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза,
сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного
воображения.

1.5 Планируемые результаты по Программы
По разделу «Обучение грамоте» воспитанники:
знают:

буквы русского алфавита, графически обозначают звуки (гласный-красный
квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат),

понимают термины «звук» и «буква»; правильно пользуются терминами
«звук», «слог», «предложение».
умеют:

писать буквы русского алфавита в клетке;

определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце; различать
гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные
звуки,

записывать слово условными обозначениями, буквами; соотносить звук и
букву; писать слова, предложения условными обозначениями, буквами; определять
ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
проводить звуковой анализ слова; читать слова, слоги, предложения, небольшие
стихотворные тексты; составлять предложение из двух, трех слов, анализировать
его смысл.
По разделу «Развитие математических представлений» воспитанники:
знают:
 состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из
двух меньших;
 предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее
число, последнее число;
 как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
 название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен
года
умеют:
7

объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого
множества и целое по известным частям;
 считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);
 называть числа в прямом и обратном порядке до10;
 соотносить цифру и количество предметов;
 составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
 пользоваться цифрами и математическими знаками;
 различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу.

2. Содержание Программы
2.1. Учебный план
Данная программа рассчитана на детей 6 – 7лет. Срок реализации – 1год.
Объем учебной нагрузки определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
8

режима работы дошкольных образовательных организаций (Санитарные правила
СП 2.4.3648-20): образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста
осуществляется во второй половине дня– 2 раз в неделю; ее продолжительность
составляет не более 30 минут в день.
Режим занятий:
с детьми седьмого года жизни – 30 минут 2 раза в неделю (всего: 36 учебных
недель)
Образовательная
Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г)
область
Н
М
Г
Познавательное
развитие (ФЭМП)
Речевое развитие

1
(30 4 (120 мин)
мин)
1
(30 4 (120 мин)
мин)

32 (960 мин)
34 (1020 мин)

2.2. Тематический план занятий
№
Тема занятия
занятия
1
Звуковой анализ слова,
дифференциация звуков,
определение ударения в
словах, составление
предложений.

2

Числа и цифры от 1 до 10.
Знаки +, -, =,
математические задачи,
величина

Программное содержание
Учить проводить звуковой анализ
слова, дифференцировать: гласные,
согласные, твердые и мягкие, звонки и
глухие согласные звуки. Закреплять
умение определять место ударения в
словах. Учить составлять
предложение из двух слов, называть
первое и второе слово.
Закреплять: знания о числах от 1 до 10;
квадрате и прямоугольнике, учить
рисовать их в тетрадях в клетку;
умение писать цифры от 1 до 10;
устанавливать соответствие между
количеством предметов и цифрой;
отгадывать математическую загадку,
записывать ее решение; выкладывать
квадрат, прямоугольник из счетных
палочек; учить сужать поле поиска
объекта, понимать учебную задачу и
выполнять
ее
самостоятельно;
формировать навыки самоконтроля и
9

3

Звуковой анализ слова,
дифференциация звуков,
определение ударения в
словах, составление
предложений.

4

Знаки =, ≠. +, -;
математические задачи.
Величина: сравнение
предметов. Ориентировка
на листе бумаги.

5

Звуковой анализ слова,
знакомство с гласной
буквой А а, составление
предложений о действиях
игрушки из двух слов,
называние слов по
заданной модели.
Счет по образцу и
названному числу,
независимость числа от
пространственно го
расположения предметов,
геометрические фигуры,
ориентировка во времени.

6

Продолжать учить проводить
звуковой анализ слова,
дифференцировать: гласные,
согласные, твердые и мягкие, звонки и
глухие согласные звуки. Закреплять
умение определять место ударного
гласного звука в слове. Учить
составлять предложение из двух слов,
называть слова по порядку.
Закреплять знания о знаках, умение
писать их, сравнивать величину
предметов, записывать результаты.
Учить составлять арифметические
задачи и записывать х решения с
помощью цифр и знаков, выделять в
задаче условие, вопрос, ответ;
понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно; навыки
самоконтроля и самооценки. Учить
формировать учебную задачу,
Продолжать учить проводить
звуковой анализ слова, познакомить с
гласной буквой А а. Учить составлять
предложения о действиях игрушки из
двух слов. Продолжать учить
называть слова по заданной модели.
Закрепить умение считать по образцу
и названному числу, закрепить умение
преобразовывать неравенство в
равенство, понимать отношения
между числами; закрепить умение
видеть в форме предмета
геометрические фигуры; закрепить
знания о последовательности частей
суток; учить понимать учебную
задачу и выполнять ее
самостоятельно;

10

7

8

9

10

Знакомство с буквой Я я,
составление предложений о
действиях игрушки из двух
слов, называние слов по
заданной модели.

Продолжать учить проводить
звуковой анализ слова, определять
ударный гласный звук. Познакомить с
гласной Я я, а также правилами
написания после мягких согласных.
Продолжать учить составлять
предложения о действиях игрушки из
двух слов. Продолжать учить
называть слова по заданной модели.
Знаки <,>,=,; соотнесение
Закреплять: умение понимать
количества предметов с
отношения между числами,
цифрой; состав числа 6 из
записывать эти отношения с помощью
двух меньших.
знаков<,>; устанавливать
Геометрические фигуры:
соответствие между количеством
треугольник, трапеция.
предметов и цифрой; рисовать
Логическая задача:
треугольники, трапеции в тетради в
дорисовка предмета.
клетку; знания о составе числа 6 из
двух меньших чисел. Продолжать
учить решать логические задачи на
установление закономерностей. Учить
сужать поле поиска объекта.
Звуковой анализ слова,
Продолжать учить проводить
знакомство с обозначением звуковой анализ слова с применением
буквы Я, составление
правил написания гласных букв и
предложений о действиях
определением ударного гласного
детей из двух слов,
звука. Познакомить с тем, что буква Я
называние слов по
может обозначать два звука (й, а).
заданной модели.
Учить составлять предложения из
двух слов о действиях детей, называть
первое и второе слово в предложении.
Продолжать учить называть слова по
заданной модели.
Соотнесение количества
Закреплять: умение соотносить
предметов с цифрой;
количество предметов с цифрой;
математическая загадка.
составлять вопросы к сюжетной
Ориентировка во времени: картинке, правильно отвечать на них,
ознакомление с часами.
записывать цифрами результат счета.
Продолжать учить: отгадывать
математическую загадку, записывать
ее решение с помощью знаков и цифр;
11

11

12

13

понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно.
Упражнять детей в выявлении
заданного признака. Формировать:
навыки самоконтроля и самооценки.
Знакомить: с часами, их
разнообразием и назначением.
Знакомство с буквой О о,
Продолжать учить проводить
составление предложений о звуковой анализ слова с применением
действиях игрушки из двух правил написания гласных букв и
слов, называние слов по
определением ударного гласного
заданной модели.
звука. Познакомить с гласной буквой
Оо. Учить составлять предложения из
двух слов о действиях, называть
первое и второе слово в предложении.
Продолжать учить называть слова по
заданной модели.
Установления соответствия Продолжать учить понимать
между количеством
отношения между числами,
предметов и цифрой, дни
закреплять умение устанавливать
недели. Логическая задача. соответствие между количеством
Ориентировка в
предметов и цифрой; закрепить
пространстве.
знания о днях недели; продолжать
учить решать логическую задачу;
закреплять умение определять словом
положение предмета по отношению к
себе, другому лицу. Учить
формулировать учебную задачу,
понимать ее, выполнять
самостоятельно.
Звуковой анализ слова,
Продолжать учить проводить
знакомство с гласной
звуковой анализ слова с применением
буквой Ее, составление
правил написания гласных букв и
предложений о действиях
определением ударного гласного
игрушки из двух слов,
звука. Познакомить с гласной буквой
называние слов по
Ее,. Учить составлять предложения из
заданной модели.
двух слов о действиях, называть
первое и второе слово в предложении.
Продолжать учить называть слова по
заданной модели.
12

14

15

16

17

Порядковый счет, счет по
названному числу.
Логическая задача. Состав
числа из двух меньших.
Геометрические фигуры.

Продолжать учить: различать
количественный и порядковый счет в
пределах 10, правильно отвечать на
вопросы сколько, какой по счету;
понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно;
воспроизводить количество предметов
по названному числу. Учить сужать
поле поиска объекта. Закреплять:
умения понимать отношения между
числами, знать, как из неравенства
сделать равенство; рисовать овалы в
тетради в клетку; решать логическую
задачу; формулировать учебную
задачу Продолжать знакомить: с
составом числа из двух меньших.
Формировать навыки самоконтроля и
самооценки
Звуковой анализ слова,
Продолжать учить проводить
обозначение буквы е двумя звуковой анализ слова с применением
звуками, составление
правил написания гласных букв и
предложений из двух слов определением ударного гласного
с заданным словом,
звука. Познакомить с тем, что буква е
называние слов с заданным может обозначать два звука (й о)
звуком.
Арифметические задачи,
Продолжать учить: решать
величина, ориентировка в
арифметические задачи записывать
пространстве, решение
решение с помощью цифр и знаков;
примеров.
понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно;
измерять линейкой, записывать
результаты измерения. Формировать:
умение 1 1 решение примеров.
ориентироваться на листе бумаги;
решать примеры, навыки
самоконтроля и самооценки.
Звуковой анализ слова,
Продолжать учить проводить
знакомство с гласной
звуковой анализ слова с применением
буквой уУ. Составление
правил написания гласных букв и
определением ударного гласного
13

18

19

20

предложений из трех слов с звука. Познакомить с гласной буквой
соединительным союзом и. Уу, учить составлять предложения из
трех слов с соединительным союзом
и. Продолжать учить называть слова с
заданным ударным гласным звуком.
Цифры от 1 до 10, число
Закреплять: знания о цифрах от 0до 9
11, знакомство с понятием и числе 10; умение устанавливать
«десяток»
между числом и цифрой.
Познакомить: с образованием числа
11; новой счетной единицей-десятком;
условным обозначение десятка квадрат, единицы — круг; часами:
циферблат, стрелки, определять время
с точностью до получаса. Продолжать
учить: решать логическую задачу на
установление закономерностей.
Формировать: умение понимать
учебную задачу и выполнять ее
Звуковой анализ слова,
Продолжать учить проводить
знакомство с буквой ю Ю, звуковой анализ слова с применением
составление предложений
правил написания гласных букв и
из трех слов с
определением ударного гласного
соединительным союзом и. звука. Познакомить с гласной буквой
ю Ю, учить составлять предложения
из трех слов с соединительным
союзом и. Продолжать учить называть
слова с заданным ударным гласным
звуком.
Независимость числа от
Продолжать учить: понимать
пространственного
независимость числа от величины
расположения предметов,
предметов; отгадывать
состав числа из двух
математическую загадку, записывать
меньших, геометрические
решение; понимать учебную задачу и
фигуры
выполнять ее самостоятельно.
Закреплять умение: понимать
отношения между числами;
составлять число 7 из 2 меньших;
рисовать символическое изображения
одежды по клеткам, используя
образец.
14

21

22

Звуковой анализ слова,
обозначение буквы ю
двумя звуками,
составление предложений
из трех слов с союзом и,
называние по заданной
модели.
Число 12, выполнение
измерений с помощью
линейки, определение
времени по часам, круг

23

Звуковой анализ слова,
знакомство с буквой ы,
составление предложений
из трех слов с
соединительным союзом и.

24

Отношения между
числами, величина,
повторение времен года,
месяцев

Продолжать учить проводить
звуковой анализ слова с применением
правил написания гласных букв и
определением ударного гласного
звука. Познакомить с тем, что буква ю
может обозначать два звука (й у.
Составлять слова по заданной модели.
Познакомить: с образованием числа
12 и новой счетной единицейдесятком. Учить: записывать число
12; определять время на часах; решать
логическую задачу на установление
закономерностей; понимать учебную
задачу и выполнять ее
самостоятельно; закреплять знания о
геометрических фигурах - круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник.
Формировать: умение дорисовывать
круги до знакомых предметов; навыки
самоконтроля и самооценки. Учить
детей изменять объект, его часть по
признаку динамичности
Продолжать учить проводить
звуковой анализ слова с применением
правил написания гласных букв и
определением ударного гласного
звука. Познакомить с гласной буквой
ы Ы, учить составлять предложения
из трех слов с соединительным
союзом и. Продолжать учить называть
слова с заданным ударным гласным
звуком.
Учить: как из неравенства можно
сделать равенство; понимать
отношения между числами 11 и 12;
формулировать учебную задачу;
составлять и решать арифметическую
задачу, записывать решение с
помощью цифр и знаков; измерять и
рисовать отрезки заданной длины.
15

25

26

27

28

Учить сужать поле поиска объекта.
Закреплять: умение составлять число
восемь из двух меньших чисел,
записывать соответствующими
цифрами, читать запись.
Формировать: умение понимать
учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно; навыки самоконтроля
и самооценки.
Звуковой анализ слова,
Продолжать учить проводить
знакомство с буквой и И,
звуковой анализ слова с применением
словоизменение, называние правил написания гласных букв и
слов по заданной модели.
определением ударного гласного
звука. Познакомить с буквой и И и
правилами написания ее после мягких
согласных звуков. Учить детей
словоизменению.
Число 13, математическая
Знакомить: с образованием числа 13 и
задача, решение примеров, новой счетной единицей – десятком.
геометрические фигуры
Учить: записывать число 13;решать
арифметическую задачу, записывать
условие задачи, читать запись;
логическую задачу на установление
закономерностей; рисовать
символические изображения
предметов из геометрических фигур в
тетради в клетку. Учить сужать поле
поиска объекта. Формировать: умение
понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно; навыки
Звуковой анализ слова,
Продолжать учить проводить
знакомство с буквой э Э,
звуковой анализ слова с применением
словоизменение, называние правил написания гласных букв и
слов по заданной модели.
определением ударного гласного
звука. Познакомить с буквой э Э,
учить детей словоизменению.
Продолжать учить называть слова по
заданной модели.
Решение примеров, знаки
Учить: составлять примеры, читать
+, -, соответствие между
записи; решать логическую задачу,
16

цифрой и количеством
предметов, треугольник.

29

30

31

32

формулировать учебную задачу,
понимать учебную задачу и
выполнять ее сам-но. Учить сужать
поле поиска объекта. Закреплять:
умение правильно пользоваться
знаками; различать понятия выше,
глубже. Знакомить: с элементами
геометрической фигуры
«треугольник». Формировать: навыки
самоконтроля и самооценки.
Звуковой анализ слова,
Продолжать учить проводить
знакомство с буквой е Е, ,
звуковой анализ слова с применением
словоизменение, называние правил написания гласных букв и
слов по заданной модели.
определением ударного гласного
звука. Познакомить с буквой еЕ,
учить детей словоизменению.
Продолжать учить называть слова по
заданной модели.
Число 14, логическая
Знакомить: с образованием числа 14 и
задача, дни недели.
новой счетной единицей – десятком.
Учить: писать число 14; решать
логические задачи. Развивать:
зрительное внимание, навыки
самоконтроля и самооценки.
Формирование широкого и глубокого
представления об объектах
рукотворного мира.
Звуковой анализ слова,
Продолжать учить проводить
обозначение буквы е двумя звуковой анализ слова с применением
звуками, словоизменение,
правил написания гласных букв и
называние слов по
определением ударного гласного
заданной модели
звука. Познакомить с тем, что буква е
может обозначаться двумя звуками
(й.э). Продолжать учить называть
слова с заданным звуком.
Счет по образцу и
Продолжать учить: считать по
названному числу,
образцу и названному числу;
арифметическая задача,
составлять арифметическую задачу;
прямоугольник.
решать логическую задачу; понимать
учебную задачу и выполнять ее
17

33

Звуковой анализ слова,
знакомство с буквой м М,
чтение слов и слогов с
буквой М

34

Число 15, соотнесение
количества предметов с
цифрой, геометрические
фигуры.

35

Составление предложений
с заданным словом,
знакомство с буквой н Н,
звуковой анализ слова,
называние слов заданной
звуковой структурой.

36

Числа от 1 до 15, решение
примеров, овалы

самостоятельно; записывать и читать
решение задачи; составлять число 9 из
двух меньших. Учить сужать поле
поиска объекта. Закреплять: умение
дорисовывать прямоугольники до
знакомых предметов.
Познакомить с буквой м М и тем, что
она обозначает звонкие звуки.
Закреплять умение проводить
звуковой анализ слова с применением
правил написания гласных букв и
определением ударного гласного
звука. Учить читать слова и слоги с
буквой М
Знакомить: с образованием числа 15 и
новой счетной единицей-десятком.
Учить: записывать образование числа
15, читать запись; рисовать
символическое изображение кошки,
называть геометрические фигуры, из
которых состоит нарисованная кошка;
формировать учебную задачу;
устанавливать соответствие между
количеством предметов и цифрой;
ориентироваться в тетради в клетку;
понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно;
формировать навыки самоконтроля и
самооценки. Развивать у детей
мыслительные операции.
Познакомить с буквой м М и тем, что
она обозначает звонкий звук.
Закреплять умение проводить
звуковой анализ слова с применением
правил написания гласных букв и
определением ударного гласного
звука. Учить читать слова и слоги с
буквой Н.
Учить: понимать отношения между
числами в числовом ряду; решать
18

37

38

39

40

примеры в пределах второго десятка,
понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно.
Закреплять: умение решать
логическую задачу; дорисовывать
овалы до знакомых предметов;
навыки самоконтроля и самооценки.
Продолжать учить детей
классифицировать объекты
материального мира
Знакомство с буквой р Р,
Познакомить с буквой р Р и тем, что
чтение слов с пройденными она обозначает звонкий звук. Учить
буквами, называние слов
читать слоги и слова с пройденными
заданной звуковой
буквами и буквой р. Закреплять
культурой.
умение проводить звуковой анализ
слова с применением правил
написания гласных букв и
определением ударного гласного
звука.
Число 16, измерение
Знакомить: с образованием числа 16 и
линейкой, работа с
новой счетной единицей – десятком.
моделью часов
Учить: писать число 16; измерять
линейкой, записывать результаты
измерения, сравнивать предметы по
его результатам; определять время по
часам; решать логическую задачу;
понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно;
формировать навыки самоконтроля и
самооценки. Учить сужать поле
поиска объекта.
Знакомство с буквой л Л,
Познакомить с буквой л Л,и тем, что
чтение слогов, называние
она обозначает звонкие звуки. Учить
слов заданной звуковой
читать слоги с пройденными звуками
культуры.
и л Л, закреплять умение делить
предложения на слова и называть их
по порядку. Учить отвечать на
вопросы по прочитанному тексту.
Математическая загадка,
Продолжать учить отгадывать
знаки +, -. Состав чисел из математическую загадку; определять,
19

двух меньших. Знакомство
с объемными фигурами

41

42

43

44

какой мат. знак надо написать в
примере; составлять число 9 из двух
меньших чисел, записывать результат,
дорисовывать треугольников до
знакомых предметов, понимать
учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно, записывать решение
загадки. Формировать: навыки
самоконтроля и самооценки. Научить
делать фантастические
преобразования объекта
Знакомство с буквой г Г,
Познакомить с буквой г Г, и тем, что
чтение слов с пройденными она обозначает звонкие звуки. Учить
буквами, выкладывание
выкладывать предложения из букв
предложений, знакомство с разрезной азбуки, познакомить с
правилами выкладывания. правилами выкладывания. Учить
называть слова заданной звуковой
структуры.
Число 17, решение
Знакомить: с образованием числа 17.
примеров, счет по образцу Учить: писать число 17; решать
и названному числу,
примеры в пределах второго десятка;
определение времени по
логическую задачу на установление
часам.
закономерностей; учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно; считать
по названному числу и образцу.
Закреплять: умение понимать
отношения между числами, знать, как
из неравенства сделать равенство.
Знакомить: с часами и их
составляющими. Научить детей
делать фантастические
преобразования объекта по признаку
Знакомство с буквой к К,
Познакомить с буквой к К и тем, что
выкладывание
она обозначает глухой звук. Учить
предложений, называние
выкладывать предложения из букв
слов заданной звуковой
разрезной азбуки, называть слова
структуры.
заданной звуковой структуры.
Число 17, рисование
Продолжить знакомить: с
символического
образованием числа 17. Закреплять:
изображения собачки.
умение записывать 17, рисовать
20

Ориентировка на листе
бумаги.

45

46

47

48

символическое изображение собачки в
тетради в клетку. Учить:
анализировать узор и продолжать его
по образцу; понимать учебную задачу
и выполнять ее самостоятельно;
упражнять в определении
расположения предметов на листе
бумаги; решать логическую задачу.
Знакомство с буквой с С,
Познакомить с буквой с С, и тем, что
выкладывание
она обозначает глухой звук. Учить
предложений, называние
выкладывать предложения из букв
слов с заданным ударным
разрезной азбуки, называть слова
звуком.
заданной звуковой структуры.
Число 18,счет по
Знакомить: с образованием числа 18.
названному числу,
Учить: писать число 18, решать
знакомство с объемными
логическую задачу на установление
фигурами, логическая
закономерностей, понимать учебную
задача.
задачу и выполнять ее
самостоятельно. Закреплять: умение
число 18 из двух меньших, знания о
геометрических фигурах: вершины,
стороны, углы. Формировать навыки
самоконтроля и самооценки.
Закреплять умение
Знакомство с буквой ш Ш, Продолжать учить выкладывать
щ Щ, совершенствование
предложения с учетом всех
навыков чтения, пересказ
пройденных синтаксических и
прочитанного рассказа.
грамматических правил. Познакомить
с буквой ш Ш, правилом написания
ши, совершенствовать навыки чтения
детей. Учить пересказывать
прочитанный рассказ.
Число 18, решение
Закреплять: знания об образовании
примеров, ориентировка в числа 18, последовательности времен
пространстве, времена года года, ориентироваться на листе
и месяцы.
бумаги. Продолжать учить: решать
примеры, понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно.
Закреплять умение последовательно
выстраивать цепочку действий.
21

49

50

51

52

53

Выкладывание
предложения, знакомство с
буквой ж Ж,
совершенствование
навыков чтения, ответы на
вопросы по тексту.

Продолжать учить выкладывать
предложения с учетом всех
пройденных синтаксических и
грамматических правил. Познакомить
с буквой ж Ж, правилом написания
жи, совершенствовать навыки чтения
детей. Учить пересказывать
прочитанный рассказ.
Число 19, состав числа 10
Знакомить с образованием числа 19 и
из двух меньших чисел,
новой счетной единицей – десятком.
сравнение предметов по
Учить: писать число 19, решать
величине.
логическую задачу, понимать и
решать учебную задачу, сравнивать
предметы по величине. Формирование
навыков самоконтроля и самооценки.
Дать глубокое представление об
объектах рукотворного мира.
Знакомство с буквой д Д,
Продолжать учить выкладывать
совершенствование
предложения с учетом всех
навыков чтения,
пройденных синтаксических и
озаглавливание и пересказ грамматических правил. Познакомить
рассказа.
с буквой д Д и тем, что она обозначает
звонкий звук. Совершенствовать
навыки чтения, учить озаглавливать и
пересказывать рассказ.
Число 19, геометрические
Продолжать знакомить с
фигуры, измерение фигур
образованием числа 19, учить:
линейкой.
дорисовывать квадраты до знакомых
предметов, измерять линейкой,
решать логическую задачу на анализ и
синтез, формулировать учебную
задачу. Формировать умение давать
большое количество разных категорий
ответов в рамках заданной темы.
Знакомство с буквой т Т,
Продолжать учить выкладывать
проставление ударений в
предложения с учетом всех
словах, совершенствование пройденных синтаксических и
навыков чтения.
грамматических правил. Познакомить
с буквой т Т, и тем, что она
обозначает глухой звук.
22

54

Число 20, решение
примеров. Распознавание
объемных фигур

55

Знакомство с буквой Ь,
совершенствование
навыков чтения,
отгадывание слов,
представленных моделью.
Решение арифметической
задачи, решение примеров.

56

57

Знакомство с буквой п П,
проставление ударений в
словах, озаглавливание и
пересказ рассказа.

58

Знаки +, -, соотнесение
количества предметов с
цифрой, определение
времени по часам.

59

Знакомство с буквой б Б,
проставление ударений в

Совершенствовать навыки чтения,
учить озаглавливать и пересказывать
рассказ.
Знакомить с числом 20. Учить писать
число 20, решать примеры,
логические задачи, формулировать
учебную задачу, понимать ее и
выполнять самостоятельно.
Продолжать учить классифицировать
объекты природного мира.
Познакомить с буквой Ь. Учить
проставлять ударение в напечатанных
словах. Совершенствовать навыки
чтения.
Продолжать учить: решать
арифметическую задачу; примеры,
логическую задачу, измерять
линейкой, ориентироваться на листе
бумаги, понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Учить
детей сочинять варианты
рифмованных текстов
Познакомить с буквой п П. Учить
проставлять ударение в напечатанных
словах. Совершенствовать навыки
чтения. Учить озаглавливать и
пересказывать рассказ.
Закреплять: умение правильно
пользоваться математическими
знаками. Отгадывать математическую
загадку, записывать решение,
определять время на часах с
точностью до получаса. Измерять с
помощью линейки, понимать учебную
задачу и выполнять ее
самостоятельно. Учить сужать поле
поиска объекта
Познакомить с буквой б Б. Учить
проставлять ударение в напечатанных
23

словах, отгадывание слова,
представленного моделью.
60

Соотнесение количества
предметов с числом,
ориентировка во времени,
решение примеров,
геометрические фигуры,
работа в тетради в клетку.

61

Знакомство с буквой в В,
чтение с использованием
ударения, называние слов
заданной звуковой
структуры.

62

Соответствие между
количеством предметов и
цифрой

63

Знакомство с буквой ф Ф,
проставление ударений в
словах, пересказ
прочитанного рассказа.

словах и читать их с использованием
ударений. Учить отгадывать слово,
представленное моделью.
Закреплять: умение соотносить
количество предметов с числом;
закреплять знания о
последовательности дней недели;
продолжать учить решать примеры в
пределах второго десятка; продолжать
учить рисовать в тетради в клетку.
Закреплять знания о геометрических
фигурах. Учить формулировать
учебную задачу, понимать ее,
выполнять самостоятельно.
Формировать навык
Познакомить с буквой в В и тем, что
она обозначает звонкие звуки.
Совершенствовать навыки чтения.
Закреплять умение выкладывать
предложение с применением
пройденных правил.
Закреплять: умение устанавливать
соответствие между количеством
предметов и цифрой.
Ориентироваться по отношению к
себе и другому лицу. Решать
логическую задачу на анализ и синтез.
Понимать отношения между числами;
формировать навыки самоконтроля и
самооценки. Учить сужать поле
поиска объекта
Познакомить с буквой ф Ф, и тем, что
она обозначает глухие звуки.
Совершенствовать навыки чтения.
Закреплять умение пересказывать
прочитанный рассказ. Продолжать
учить проставлять ударения в словах
и читать их с использованием
интонации.
24

Учить решать задачи-шутки с
математическим содержанием,
примеры, читать запись; отгадывать
математические загадки; понимать
учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Закреплять знания о
весенних месяцах: марте, апреле, мае.
Закреплять навык самоконтроля и
самооценки.
65
Знакомство с буквой й Й,
Познакомить с буквой й Й, повторить
словообразование,
правило, что это самый короткий звук
отгадывание слова,
в нашей речи и всегда мягкий
представленного моделью. согласный. Учить словообразованию.
66
Знакомство с буквой ч Ч,
Познакомить с буквой ч Ч,
составление цепочки слов с напомнить, что этот звук всегда
заменой для получения
мягкий согласный, глухой. Учить
нового слова.
составлять цепочку слов, производя в
данном слове только одну замену для
получения нового слова.
Всего занятий: 66
Развитие математических представлений – 32
Обучение грамоте - 34
64

Задачи-шутки, решение
примеров, математические
загадки.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
33
Количество часов в неделю
1
Количество часов в год
33
Недель в I полугодии
13
Недель во II полугодии
19
Начало занятий
30 сентября
9 января по 17 января

Каникулы

8 Выходные дни
9 Окончание учебного года

31 декабря - 9 января
30 мая

3.2. Условия реализации Программы
Материально – техническое обеспечение Программы
1. Стул детский – 25 шт.
25

2. Игровой модуль – 1 шт.
3. Мягкий модуль – 1 шт.
4. Стеллаж – 3 шт.
5. Магнитно – маркерная доска – 1 шт.
6. Телевизор – 1 шт.
7. Ноутбук – 1 шт.
8. Лампа бактерицидная – 2 шт.
9. Ковёр – 1 шт.
10.Стол письменный – 1 шт.
11.Стул – 1 шт.
12.Настольные игры – 4 шт.
13.Календарь природы – 1 шт.
14.Счётные палочки – 5 наборов
15.Набор кубиков (математика) – 1 шт.
16.Счёты – 1 шт.
17.Линейки – 5 шт.
18.Лента чисел до 10.
19.Набор «Магнитные цифры и буквы» - 1 шт.
20.Магнитный конструктор – 1 шт.
21.Раздаточный счетный материал – 4 шт.
22.Демонстрационный материал «Звуки», «Буквы».
23.Раздаточный материал «Звуки» - 10 шт.
Обеспечение дополнительной программы методическими материалами
обучения и воспитания
1. Колесникова Е.В. Математика для детей 6 – 7 лет – Москва, «ТЦ «Сфера»,
2012.
2. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е., Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте.
Программа. Методические рекомендации. Игры – занятия – Москва,
«Школьная пресса», 2011.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом, имеющим профессиональное образование в
области дошкольной педагогики, и постоянно повышающим уровень
профессиональной компетентности.
3.4. Оценочные материалы
Педагогическая диагностика проходит в соответствии с Календарным
учебным графиком.
Цель диагностики: оценить степень продвижения каждого ребенка в
Программе.
Методы диагностики: диагностика готовности к обучению грамоте и письму
детей 6 – 7 лет с использованием диагностических игровых заданий, на основе
метода наблюдения; диагностика уровня развития математических способностей с
использованием диагностических игровых заданий, бесед, метода наблюдения
проводятся 2 раза в год (октябрь, апрель).
26

Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи.
2. Фонематический слух.
3. Уровень развития моторики, графических навыков.
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы).
5. Чтение слогов, слов, предложений.
По направлению «Формирование математических представлений»:
1. Числа и операции над ними.
2. Пространственно-временные представления.
3. Геометрические фигуры и величины.
4. Ориентировка на листе в клетку.
4. Список литературы
1. Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова, Н.В.Дурова. Обучение дошкольников
грамоте:Программа. Методические рекомендации.Игры-занятия. –УМК
«Обучение дошкольников грамоте». – М.: Школьная Книга, 2022.
2. Е.В.Колесникова. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к
рабочей тетради «Я считаю до двадцати»- М.: ТЦ Сфера, 2024.
3. Е.В. Колесникова. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет.
– М.: Сфера, - 2019 г.
4. Е.В.Колесникова.Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для детей 6-7 летМ.: ТЦ Сфера, 2024.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».